г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта 23а,
ТЦ "Богатей" (Пн-Пт, 10.00-18.00)

Ваша корзина пуста

Главная / Новости и статьи / Идеальный ушной микс на саундчеке: практические советы для музыкантов и звукорежиссёров

Идеальный ушной микс на саундчеке: практические советы для музыкантов и звукорежиссёров

01.12.2025

Эпоха напольных мониторов уходит в прошлое. Ушной мониторинг (in-ear monitoring, или IEM) стал золотым стандартом в мире живого звука. Он обеспечивает чёткость, защищает слух, упрощает логистику на сцене и делает выступления стабильнее. Но чтобы получить от него максимум, важно не просто «воткнуть наушники», а понять, как это работает и что нужно учесть — как музыканту, так и звукорежиссёру.

Мы уже затрагивали с вами тему «Мониторный микшерный пульт. Что? Куда? Зачем?», где объясняли, почему стоит задуматься над приобретением оборудования для настройки мониторинга. А в этой статье мы расскажем о важных аспектах саундчека и дадим практичные советы каждому члену коллектива, основываясь на собственном опыте, а за 4 года лайв-выступлений его скопилось немало. Предлагаю начать с базы.


Что такое ушной мониторинг?

Ушной мониторинг — это система, передающая персональный микс каждому музыканту через наушники, которые подключены к проводному или беспроводному боди-паку. Беспроводная система состоит из трёх компонентов:

  • Передатчик (трансмиттер) — принимает сигнал с микшерного пульта и передаёт его в радиоэфир.

  • Приёмник (боди-пак) — принимает сигнал от передатчика и передаёт его на наушники.

  • Наушники (IEM) — плотно сидят в ушах и обеспечивают хорошую шумоизоляцию.


Преимущества IEM

  • Изоляция от внешнего шума. Вы слышите только то, что нужно, и не боретесь с грохотом зала или гулом сцены.

  • Защита слуха. Снижается риск перегрузки ушей, ведь не нужно «перекрикивать» сцену.

  • Индивидуальный микс. Каждый артист может услышать именно те инструменты и уровни, которые ему важны.

  • Чистота сцены. Никаких громоздких мониторов под ногами.

  • Комфорт для музыканта и слушателя. Артист слышит клик, а слушатель — нет.


Как настроить ушной микс: общая картина

  1. Начинается всё с источника.

    Идеальный микс невозможен без хорошего исходного сигнала. Убедитесь, что ваши инструменты и плагины, педали эффектов и процессоры звучат чисто, вокал — разборчиво, а уровни сигнала стабильны. Каждый участник коллектива должен понимать и контролировать свой звук.

  2. Проверка и отправка звука.

    Основной FOH-звукорежиссёр (отвечающий за звук в зале) должен проверить входящий сигнал из всех источников во всех вариациях (если, к примеру, гитарист играет разные пресеты), затем сделать сплит — разделить один сигнал на два — и отправить один из них на мониторный микшерный пульт, чтобы второй звукорежиссёр мог собрать мониторные миксы.

  3. Настройка микса.

    На этом этапе техник, отвечающий за уши, крутит общий микс, посылает его всем участникам и по очереди отстраивает индивидуальный звук: сначала по шаблону (каждому музыканту — нужные инструменты), а затем — по пожеланиям.

Это примерный план, как должен выглядеть саундчек перед выступлением. Но мало просто понимать, как всё происходит. Гораздо важнее конкретные советы, основанные на опыте. Поэтому дальше дадим конкретные рекомендации артистам и звукорежиссёрам. Начнём с музыкантов.


Советы для музыкантов

  1. Следите за батарейками приёмника.

    Будет весьма неприятно, если во время выступления пропадёт весь звук, в том числе и клик, и придётся играть под FOH с задержкой.

  2. Не повышайте громкость микса без причины.

    Прежде всего просите звукорежиссёра поправить баланс. Если всё орёт одинаково громко — это не хороший микс.

  3. На приёмниках у всех должна быть одинаковая громкость.

    Это необходимо для того, чтобы мониторщик не повредил уши, переключаясь между людьми.

  4. Инвестируйте в уши.

    Это касается и финансовых вложений в профессиональные наушники (чтобы слышать ровный частотный диапазон), и развития собственных компетенций. Понимание того, что, где и как звучит, ускоряет процесс взаимопонимания и повышает удовлетворённость результатом.

  5. Понимайте, что просить.

    Чем точнее вы опишете ситуацию, тем проще и быстрее её исправить. Согласитесь, куда проще понять: «Убери ревер», чем: «У меня какой-то космос в ушах, как будто в астрале и звенит что-то».

  6. Саундчек — не место репетиции.

    Весь материал должен быть выучен заранее. На саундчеке, как ни странно, проверяют саунд.

  7. Уважайте звукорежиссёров.

    Техник один, а артистов много. Запросов от каждого члена команды ещё больше. Особенно тяжело, когда FOH и IEM в одном лице.

  8. Слушайте и доверяйте звукорежиссёрам.

    Если вас просят подобрать частоты, убавить гейн или сделать что-то, что, на ваш взгляд, может испортить великолепный звук, — обсудите это. Возможно, в зале ваш пресет искажается и портит общую картину.

  9. Соблюдайте порядок и тишину.

    Не стоит мешать посторонними шумами. Играйте только тогда, когда просят.

  10. Talkback — это прекрасно.

    Если у вас есть возможность общаться друг с другом и техниками, пользуйтесь этим. Это невероятно удобно и экономит время и нервы.


Советы для звукорежиссёра

  1. Используйте лимитеры на выходах ушного микса.

    Это дополнительная защита слуха музыкантов от случайных пиков и ошибок.

  2. Следите за батарейками приёмника.

    Мы уже говорили об этом, но это критически важный пункт не только для артистов, но и для вас. Пустые батарейки — самый глупый способ сорвать выступление.

  3. Не перегружайте музыканта лишними инструментами.

    Для каждого музыканта свой приоритет основных источников. К примеру, для вокалиста — гармония и барабаны, для барабанщика — клик и гитары. Приоритет не означает, что только они должны быть в миксе, но именно вокруг них строится комфорт.

  4. Панорамирование очень помогает.

    Чтобы микс «дышал» и не был перегружен, расставляйте инструменты по панораме, а не лепите всё в центр.

  5. Ищите компромисс.

    Зачастую артисты сами портят микс своими запросами. Но это не означает, что их нужно игнорировать. Старайтесь балансировать между пожеланиями музыкантов и своими компетенциями.

  6. Подпишите каналы.

    Проще один раз конкретно расписать, что куда идёт, чем каждый раз вслепую тыкать по каналам. Особенно если у каждого есть возможность крутить себе микс.

  7. Проще убрать, чем добавить.

    Если вопрос касается частот или эффектов, не стоит накручивать всё подряд. Часто достаточно убрать мешающие частоты и лишний ревер.

  8. Используйте зал.

    Полная изоляция от зала может психологически сжимать музыканта. Поставьте стереопару микрофонов в зал и между песнями давайте группе немного «воздуха» и поддержку публики в ушах.

  9. Проверьте задержку.

    Убедитесь, что задержка сигнала в ушной системе минимальна (особенно важно для барабанщиков и вокалистов). При необходимости отключайте ненужные обработки, добавляющие латенси.

  10. Имейте запасные компоненты.

    Запасной боди-пак, кабели, батарейки и даже проводные наушники — это база. Лучше перестраховаться, чем оказаться в неудобной ситуации посреди концерта.

  11. Записывайте выступления.

    Это один из лучших способов развития. По записям проще понять, где были перегрузы, провалы или дискомфорт, а где — хороший, качественный саунд.


Итог

Хорошо выстроенный ушной мониторинг — это невидимая, но критически важная часть живого звука. Для звукорежиссёра важно не просто передать сигнал в уши, а создать комфортное, сбалансированное и защищённое звуковое пространство, в котором музыкант может полностью сосредоточиться на выступлении.

Именно внимание к деталям, умение слушать не только звук, но и людей на сцене делает из техника настоящего профессионала, от которого зависит не только качество звука, но и уверенность всей команды. Чем глубже связь коллектива, тем проще понять, кому что хочется.

Это были все самые важные советы, которыми я бы хотел поделиться. Самое главное — практика: чем больше практики и экспериментов, тем качественнее результат не на словах, а на деле. Лично от себя могу порекомендовать перейти с проводных систем на беспроводные. У нас в каталоге вы легко найдёте качественное решение под любой бюджет, а наши менеджеры смогут подробно проконсультировать вас в выборе оборудования.

Товары
 
224 990 руб.
Кол-воВ корзину
SENNHEISER EW IEM G4-TWIN-G - система персон. мониторинга "in ear" G4 с 2-мя приём.(566-608 МГц) (IV-452961)

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK