Эпоха напольных мониторов уходит в прошлое. Ушной мониторинг (in-ear monitoring, или IEM) стал золотым стандартом в мире живого звука. Он обеспечивает чёткость, защищает слух, упрощает логистику на сцене и делает выступления стабильнее. Но чтобы получить от него максимум, важно не просто «воткнуть наушники», а понять, как это работает и что нужно учесть — как музыканту, так и звукорежиссёру.
Мы уже затрагивали с вами тему «Мониторный микшерный пульт. Что? Куда? Зачем?», где объясняли, почему стоит задуматься над приобретением оборудования для настройки мониторинга. А в этой статье мы расскажем о важных аспектах саундчека и дадим практичные советы каждому члену коллектива, основываясь на собственном опыте, а за 4 года лайв-выступлений его скопилось немало. Предлагаю начать с базы.
Что такое ушной мониторинг?

Ушной мониторинг — это система, передающая персональный микс каждому музыканту через наушники, которые подключены к проводному или беспроводному боди-паку. Беспроводная система состоит из трёх компонентов:
-
Передатчик (трансмиттер) — принимает сигнал с микшерного пульта и передаёт его в радиоэфир.
-
Приёмник (боди-пак) — принимает сигнал от передатчика и передаёт его на наушники.
-
Наушники (IEM) — плотно сидят в ушах и обеспечивают хорошую шумоизоляцию.
Преимущества IEM
-
Изоляция от внешнего шума. Вы слышите только то, что нужно, и не боретесь с грохотом зала или гулом сцены.
-
Защита слуха. Снижается риск перегрузки ушей, ведь не нужно «перекрикивать» сцену.
-
Индивидуальный микс. Каждый артист может услышать именно те инструменты и уровни, которые ему важны.
-
Чистота сцены. Никаких громоздких мониторов под ногами.
-
Комфорт для музыканта и слушателя. Артист слышит клик, а слушатель — нет.
Как настроить ушной микс: общая картина
-
Начинается всё с источника.
Идеальный микс невозможен без хорошего исходного сигнала. Убедитесь, что ваши инструменты и плагины, педали эффектов и процессоры звучат чисто, вокал — разборчиво, а уровни сигнала стабильны. Каждый участник коллектива должен понимать и контролировать свой звук.
-
Проверка и отправка звука.
Основной FOH-звукорежиссёр (отвечающий за звук в зале) должен проверить входящий сигнал из всех источников во всех вариациях (если, к примеру, гитарист играет разные пресеты), затем сделать сплит — разделить один сигнал на два — и отправить один из них на мониторный микшерный пульт, чтобы второй звукорежиссёр мог собрать мониторные миксы.
-
Настройка микса.
На этом этапе техник, отвечающий за уши, крутит общий микс, посылает его всем участникам и по очереди отстраивает индивидуальный звук: сначала по шаблону (каждому музыканту — нужные инструменты), а затем — по пожеланиям.
Это примерный план, как должен выглядеть саундчек перед выступлением. Но мало просто понимать, как всё происходит. Гораздо важнее конкретные советы, основанные на опыте. Поэтому дальше дадим конкретные рекомендации артистам и звукорежиссёрам. Начнём с музыкантов.
Советы для музыкантов
-
Следите за батарейками приёмника.
Будет весьма неприятно, если во время выступления пропадёт весь звук, в том числе и клик, и придётся играть под FOH с задержкой.
-
Не повышайте громкость микса без причины.
Прежде всего просите звукорежиссёра поправить баланс. Если всё орёт одинаково громко — это не хороший микс.
-
На приёмниках у всех должна быть одинаковая громкость.
Это необходимо для того, чтобы мониторщик не повредил уши, переключаясь между людьми.
-
Инвестируйте в уши.
Это касается и финансовых вложений в профессиональные наушники (чтобы слышать ровный частотный диапазон), и развития собственных компетенций. Понимание того, что, где и как звучит, ускоряет процесс взаимопонимания и повышает удовлетворённость результатом.
-
Понимайте, что просить.
Чем точнее вы опишете ситуацию, тем проще и быстрее её исправить. Согласитесь, куда проще понять: «Убери ревер», чем: «У меня какой-то космос в ушах, как будто в астрале и звенит что-то».
-
Саундчек — не место репетиции.
Весь материал должен быть выучен заранее. На саундчеке, как ни странно, проверяют саунд.
-
Уважайте звукорежиссёров.
Техник один, а артистов много. Запросов от каждого члена команды ещё больше. Особенно тяжело, когда FOH и IEM в одном лице.
-
Слушайте и доверяйте звукорежиссёрам.
Если вас просят подобрать частоты, убавить гейн или сделать что-то, что, на ваш взгляд, может испортить великолепный звук, — обсудите это. Возможно, в зале ваш пресет искажается и портит общую картину.
-
Соблюдайте порядок и тишину.
Не стоит мешать посторонними шумами. Играйте только тогда, когда просят.
-
Talkback — это прекрасно.
Если у вас есть возможность общаться друг с другом и техниками, пользуйтесь этим. Это невероятно удобно и экономит время и нервы.
Советы для звукорежиссёра
-
Используйте лимитеры на выходах ушного микса.
Это дополнительная защита слуха музыкантов от случайных пиков и ошибок.
-
Следите за батарейками приёмника.
Мы уже говорили об этом, но это критически важный пункт не только для артистов, но и для вас. Пустые батарейки — самый глупый способ сорвать выступление.
-
Не перегружайте музыканта лишними инструментами.
Для каждого музыканта свой приоритет основных источников. К примеру, для вокалиста — гармония и барабаны, для барабанщика — клик и гитары. Приоритет не означает, что только они должны быть в миксе, но именно вокруг них строится комфорт.
-
Панорамирование очень помогает.
Чтобы микс «дышал» и не был перегружен, расставляйте инструменты по панораме, а не лепите всё в центр.
-
Ищите компромисс.
Зачастую артисты сами портят микс своими запросами. Но это не означает, что их нужно игнорировать. Старайтесь балансировать между пожеланиями музыкантов и своими компетенциями.
-
Подпишите каналы.
Проще один раз конкретно расписать, что куда идёт, чем каждый раз вслепую тыкать по каналам. Особенно если у каждого есть возможность крутить себе микс.
-
Проще убрать, чем добавить.
Если вопрос касается частот или эффектов, не стоит накручивать всё подряд. Часто достаточно убрать мешающие частоты и лишний ревер.
-
Используйте зал.
Полная изоляция от зала может психологически сжимать музыканта. Поставьте стереопару микрофонов в зал и между песнями давайте группе немного «воздуха» и поддержку публики в ушах.
-
Проверьте задержку.
Убедитесь, что задержка сигнала в ушной системе минимальна (особенно важно для барабанщиков и вокалистов). При необходимости отключайте ненужные обработки, добавляющие латенси.
-
Имейте запасные компоненты.
Запасной боди-пак, кабели, батарейки и даже проводные наушники — это база. Лучше перестраховаться, чем оказаться в неудобной ситуации посреди концерта.
-
Записывайте выступления.
Это один из лучших способов развития. По записям проще понять, где были перегрузы, провалы или дискомфорт, а где — хороший, качественный саунд.
Итог
Хорошо выстроенный ушной мониторинг — это невидимая, но критически важная часть живого звука. Для звукорежиссёра важно не просто передать сигнал в уши, а создать комфортное, сбалансированное и защищённое звуковое пространство, в котором музыкант может полностью сосредоточиться на выступлении.
Именно внимание к деталям, умение слушать не только звук, но и людей на сцене делает из техника настоящего профессионала, от которого зависит не только качество звука, но и уверенность всей команды. Чем глубже связь коллектива, тем проще понять, кому что хочется.
Это были все самые важные советы, которыми я бы хотел поделиться. Самое главное — практика: чем больше практики и экспериментов, тем качественнее результат не на словах, а на деле. Лично от себя могу порекомендовать перейти с проводных систем на беспроводные. У нас в каталоге вы легко найдёте качественное решение под любой бюджет, а наши менеджеры смогут подробно проконсультировать вас в выборе оборудования.


